У всех людей есть естественные и духовные потребности. Дыхание. Сон. Питание. Общение. Участие в общественной деятельности. Их значимость зависит от возраста, образа жизни, интересов человека и других факторов.
Определение и значение потребностей
Потребность — это необходимость, нужда в чем-то. У каждого современного человека есть жизненно важные физические, духовные, материальные. По мере реализации потребностей у человека улучшается физическое, духовное состояние. А невозможность их выполнения — напротив ухудшает.
По мнению психологов, во главе проявляемой человеком активности стоят именно потребности. Их объем определяется воспитанием, разнообразием увлечений. Кто-то ограничивается элементарными базовыми нуждами. Человеку же с более широким кругозором не чужды социальные и духовные нужды.
Необходимость удовлетворить базовые потребности у большинства людей одинаковая. Духовные, социальные проявляются у всех по-разному. Например, одному человеку важно признание, карьерный рост и большой круг друзей, а другому важнее любимая работа и счастливая семейная жизнь.
Психологи о потребностях
За годы изучения поведения человека психологи выдвинули свои теории по поводу нужд. Самый известный из них — Абрахама Маслоу с одноименной пирамидой потребностей. С годами появились и те, кто считают ее неточной, но пока это общепринятая основа.
Не остался в тени Эрих Фромм с его теорией пяти важных видов потребностей. Но самым первым стал Эпикур — древний философ, живший в 3 веке до нашей эры. Именно он впервые выделил три основных вида потребностей: те, без которых человек не может жить; без которых может жить и прихоти.
Клейтон Альдерфер — психолог Йельского университета выдвинул теорию мотиваций или ERG. Она описывает структуру нужд человека и как те связаны с мотивацией к их реализации.
Классификации потребностей
Существует базовая классификация потребностей: разделение на физические естественные и духовные культурные. Одни заложены на генетическом уровне, как безусловные рефлексы. Это основные нужды элементарно необходимые человеку для обычного поддержания жизни:
- необходимость в кислороде, пище, сне, воде – первые биологические нужды;
- половая жизнь, рождение, воспитание детей – воспроизведение рода;
- общение, обмен информацией — социальные.
Вторые, как условные рефлексы или же приобретенные. Без них человек может прожить, но они ему приносят духовное удовлетворение и счастье. Это необходимость в самореализации, красоте, чистоте, книгах, социальном статусе, музыке, знаниях и прочем.
Структура потребностей
Все потребности делятся на два структурных элемента: предмет и реакцию. Первая — предмет или действие, нужды рассматриваются как конкретные категории, предметы, вещи материального мира. Человек знает, чего хочет и как реализовать это желание. Для реализации необходим эффект от результатов деятельности человека.
Если нужды не удовлетворены, человека ощущает стресс и фрустрацию. Действие или реакция на них — агрессия, стресс, раздраженность.
Виды потребностей
Лучше всего нужды человека отразил и объяснил Абрахам Маслоу. Психолог утверждал, что одновременно у каждого человека есть до 10 нереализованных потребностей. Подсознание расставляет их в порядке значимости, создавая сложную иерархию. Рассмотрим базовые виды физических, духовных потребностей человека с примерами:
- Биологические. Основные физиологические потребности, в которых нуждаются все. Это необходимость в еде, воде, кислороде, оптимальном температурном режиме, половой активности, отдыху.
- Стабильность и безопасность. Человек беспокоится о стабильности существования, что будет завтра, в старости, планирует ее максимально обеспечить, обрести уверенность в завтрашнем дне.
- Накопление, приобретение и захват.
- Любовь, социализация. Потребность в любви, принадлежности к коллективу – важный момент для счастья человека. Каждый хочет любить, быть любимым, общаться с людьми, быть в группе товарищей по интересам.
- Признание, уважение. Это стремление к независимости, свободе, желание стать уверенным в себе, компетентным и сильным. После удовлетворения базовых нужд у развивающегося человека есть стремление к престижу, власти, желание обладать высокой репутацией.
- Независимость. Желание быть самостоятельным, независимым от других людей морально и материально.
- Жажда новизны. Это касается получения новой информации, знаний, навыков.
- Преодоление трудностей. Желание связано с приключениями, событиями и рисками. Ведет к повышению самооценки, уверенности в себе.
- Красота и гармония. Духовная ценность, подразумевающая красоту, гармонию, порядок.
- Самореализация. Необходимость в реализации уникальности, получения дохода, признания от своих талантов и способностей.
Перечисленные потребности — основа всего существования, смысл жизни. Человек понимает, что он свободен в своих действиях и думает, что может поступать как угодно. Однако, глубже познав себя, осознает — многие из них оказываются ложными. Все исходит от нужд, а не от мышления и действий.
Эстетические потребности человека важнее познавательных. По мнению Маслоу, гармонию с собой, людьми и всем миром человек обретает после того, как наполнит жизнь красотой, искусством, музыкой.
Возраст и потребности
С возрастом у человека меняются привычки и потребности. Развитие, интересы, воспитание — базовые регуляторы поведения людей. У малышей, кроме естественных нужд в еде, питье есть другая не менее важная — необходимость во взрослом человеке. Он ухаживает за малышом, информирует его о внешнем мире, знакомит с основными физическими и социальными явлениями, особенностями поведения. Так длится от года до трех лет. С 4 до 5,5 лет ребенок начинает задавать вопросы, таким образом, лучше понимая, как устроен мир. Это возраст, в котором жажда познания мира максимальная, поэтому дети в это время задают до 150 вопросов.
От 5,5 до 6,5 лет ребенка начинают волновать более масштабные вопросы обобщенно-теоретического понятия. Не только об элементарных вопросах про вещи, явления, окружающие нас. Ребенок ищет во взрослом человеке наставника, учителя. Взрослый помогает отвечать на разные вопросы, решать задачи.
Кроме вопросов о физиологии, окружающем мире, уже в подростковом возрасте ребенка волнуют душевные переживания. В это время взрослый может помочь ему лучше себя понять и разобраться в нравственных, душевных переживаниях, проблемах. Подростку важно, чтобы его выслушали и поняли, а не осуждали и поучали. Даже если он поступил неправильно, всегда нужно обсуждать это с ребенком.
Как понять свои потребности
В зависимости от образа жизни, увлечений, воспитания и прочих жизненных моментов желания и нужды у всех разные. Потребности людей в жизненных благах существенно различаются и являются основой самоактуализации. Часто случается, что люди путают потребности с желаниями, желания с мечтами, а мечты с целями.
Важно различать реальные потребности и то, что навязывает общество. Например, человек хочет дом у моря и автомобиль. Но купив все, он не получает удовлетворения. Скорей всего его потребности навязанные. Выход — слушать себя, отличать потребности от желаний и прихотей.
Чтобы понять себя нужно пройти четыре стадии осознания. Для начала необходимо осознать потребности, ответить на вопросы чего я хочу, что сейчас чувствую, что принесет удовольствие. Далее — принять свои потребности, включая, те которые противоречат друг другу. Очень важно убедиться, что за одними потребностями не стоят другие, неосознанные.
Если все делаете без удовольствия – смените обстановку. Чтобы лучше понять себя, начните все записывать. Например, проект раздражает, вы постоянно отвлекаетесь на Инстаграм или Фейсбук, работа скучная, дело не приносит удовольствия. При регулярной записи эмоций видно как часто портится настроение из-за выполнения неинтересных проектов. Может для вас главное в работе коммуникация, а вы — весь день за компьютером.
Самоактуализация возможна, если научится понимать свои потребности, четко их формулировать, ставить конкретные цели и реализовывать их незамедлительно.