самосознание личности

Самосознание в жизни современного человека

Эмоциональный интеллект — это важно. Именно умение понимать свои эмоции и эмоции других стало одним из ключевых навыков в современном мире. Самосознание, в свою очередь, один из ключевых компонентов в формировании эмоционального интеллекта.

 

Самосознание личности

Сознание — основа психической активности человека. Сознание и самосознание едины, так как самосознание личности — это компонент структуры сознания наряду с представлениями о внешнем мире.

Самосознание в обществознании подразумевает сознание самого себя в отличие от других и внешнего мира. Осознание человеком своего социального статуса, желаний, мыслей, поступков, чувств.

Обобщив, можно сказать, что самосознание человека — это осознание индивидом себя как личности, собственных способностей к принятию решений, на основе которых он взаимодействует с окружающей средой и социумом и несет ответственность за свои действия.

Самосознание в психологии

Самосознание в психологии — это осознание себя субъектом деятельности с устоявшимся образом о собственных внутренних качествах.

В. С. Мерлин определяет самосознание как уникальный компонент сознания, умение индивида осознавать себя субъектом деятельности, наделенным индивидуальными характеристиками психологического, социального и нравственного порядка.

Структура самосознания в психологии состоит их четырех компонентов. В основу легли несколько акцентов психологических исследований. Способность формирования механизмов психической саморегуляции, распознавание ребенком образа «я», развитие самооценки, формирование сознательного «я» и понимание своего социального статуса.

Самосознание в жизни современного человека

Формы самосознания

Самосознание личности складывается из трех форм:

  1. Самопознание. Фактически человек изучает психические и физические особенности собственного организма всю жизнь. Практически сразу после рождения начинается пассивная фаза. Все познание направлено на окружающую среду, в ней познается собственное «я». Далее, в подростковом возрасте большое значение уделяет своему внешнему образу, а в промежутке с 20 до 30 лет плавно смещается к внутренней сущности. И только к 70 годам человек считает, что узнал себя полностью. Самопознание является основой для развития самооценки и самоконтроля.
  2. Самооценка. Оценка собственных возможностей, своего места среди других людей, которая проводится самостоятельно, но всегда в результате общения с социумом. Уровень притязаний личности — это желаемый уровень самооценки. Еще К. Левин считал, что источником поведения являются не ассоциации, а потребности, которые возникают в связи с жизненными целями человека. Уровень притязаний напрямую зависит от величины собственных желаний. Поэтому самосознание и самореализация в развитии личности тесно связаны.
  3. Самоконтроль. Регулирование собственных мыслей, эмоций и поступков. Развивается за счет требований общества к поведению человека. Закономерно считать, что за счет развития данной формы самосознание и социальное поведение напрямую зависят друг от друга.

Я-концепция

Результатом процесса самосознания можно считать «я-концепцию» — вполне постоянную, относительно осознаваемую, уникальную систему представлений о самом себе, помогающую выстраивать свои взаимоотношения с миром.

Выделяют следующие компоненты «я-концепции»:

  1. Когнитивный. Собственные представления о своей личности, свой образ «я».
  2. Эмоционально-оценочный. Самооценка, принятие себя, самоуважение.
  3. Поведенческий. Реакция и конкретные действия, обусловленные сформированным образом «я» и уровнем самооценки.

Эти компоненты взаимосвязаны друг с другом. А «я-концепции» является единой и целостной системой, влияющей на жизнь человека. В первую очередь она обеспечивает личности поведенческую устойчивость. По мере приобретения опыта человек принимает его для себя, и тогда он входит в рамки я-концепции. Если же опыт неприемлем и отрицателен, то он не принимается, или в принципе отрицается за счет психологических механизмов. В данном случае собственная «я-концепция» остается непоколебимой.

Во-вторых, она служит внутренним фильтром, через который человек определяет характер понимания жизненного опыта. Когда человек проходит через собственные установки концепции, внешние воздействия переосмысливаются и определяются соответствующие личные значения.

Наконец, «я-концепция» позволяет личности оправдывать свои ожидания от взаимодействия с окружающим миром. К примеру, люди с высокой степенью самоуважения ожидают и от остальных подобного отношения, в то время как те, кто склонен считать, что он бесполезен и никчемен, старается ограничивать круг общения.

Как развивать?

Самосознание — это не то, с чем мы родились, его можно развивать и, как следствие, жить более гармоничной и осознанной жизнью. Следуя простым правилам, можно запустить механизмы выхода на более высокий уровень самосознания:

  1. Не критиковать свои эмоции. Важно помнить, что нет плохих, или хороших, или стыдных эмоций. Как только человек это примет, станет их замечать и сможет легче корректировать свои реакции.
  2. Не принимать решения в повышенном эмоциональном состоянии. Нужно сказать себе и окружающим «стоп» и дать ответ или сделать важный шаг, когда буря уляжется. Кроме того что такое решение скорее всего будет более верным, так еще и появится чувство контроля над ситуацией.
  3. Осознать триггеры, которые запускают эмоциональную реакцию. Для начала можно просто за ними наблюдать. Уже только от этого определенная часть чувствительных ситуаций потеряет свою актуальность. Зная свои эмоциональные «кнопки», человек легче, сможет управлять своей реакцией. Триггеры, с которыми наблюдение не помогает, надо проанализировать и разобраться, что за ними стоит.
  4. Глобально смотреть на ситуацию. Полезно в сложных эмоциональных ситуациях отдалиться от ситуации и посмотреть на нее со стороны. Часто это позволит увидеть то, что не замечалось, и посмотреть на другого человека или людей через призму эмпатии. А значит, больше шансов найти приемлемый для всех выход.

Развитие самосознание — это не только важный этап улучшения эмоционального интеллекта, но и часть гармоничного развития личности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
О личностном росте
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector