Определение интеллекта в психологии

Высокий интеллект — причина прогресса и фактор долголетия

«Человек разумный» — так в современной систематике называется наш биологический вид. Именно разум позволил человеку управлять миром, улучшать условия жизни и даже замахнуться на освоение космоса. До сих пор ученые не знаю, есть ли предел интеллектуальных навыков у отдельного индивида и человечества в целом.

 

 

Что такое интеллект?

Интеллект, ум, рассудок и еще несколько синонимов используются для обозначения способности воспринимать информацию, запоминать ее, устанавливать связи и анализировать. Понятие настолько многокомпонентное, что нейрофизиологи, психологи и социологи не могут договориться о едином определении. И в этом вся «соль», поскольку как нет единой, универсальной модели интеллекта, так не существует и единого определения. Мнения ученых сошлись в том, что это система, причем динамическая, т. е. — изменчивая на протяжении жизни.

Интеллект — это то, что позволило человеку стать на несколько эволюционных ступеней выше, за счет способности прогнозировать будущее и менять его с учетом полученных опыта, знаний. Поэтому человек смог выжить в пору ледяных холодов, уцелеть в мире хищников, сохранив жизнь вида в целом.

Интеллект в психологии

В психологии интеллект определяется как познавательная способность, влияющая на выбор стратегии решения академических и практических задач. Существуют несколько основных теорий интеллекта, как попыток понять этот феномен. Одна из самых известных — это двухфакторная теория Спирмена. Она базируется на предположении о существовании общего и специфического факторов интеллекта. Генеральный фактор (G) — это основа, на которой основывается понятие общего интеллекта и отдельных его способностей. Они характеризуются количеством «умственной энергии», скоростью её трансформации. Специфический фактор (S) — это отдельный вид деятельности, необходимый для решения узкоспециализированных задач.

Теория множественного интеллекта Гарднера — предположение о слабой корреляции отдельных навыков. Например, ребенок может быстро запоминать таблицу умножения, но это ещё не значит, что он способен также быстро решать математические задачи. Это предположение близко к кубической теории Гилфорда, который описывает интеллект, как структуру, множественные факторы которой можно проанализировать с 3 сторон: операции (как субъект думает), их содержание (о чем он думает) и полученные результаты (итог умственной деятельности).

Индивидуальные различия интеллекта на 50% обусловлены генетикой. Чтобы развить их на остальные 50%, необходимо использовать полученные способности. Поэтому так важны социальная среда и качество образования.

Виды интеллекта

Гарднер ввел понятие видов интеллекта, как разных способов обработки информации. С помощью своей теории он объясняет, почему люди по-разному справляются с одной и той же задачей. Это такие умственные и разноплановые интеллектуальные способности: натуралистические, лингвистическо-вербальные, музыкальные, визуально-пространственные, экзистенциальные, логико-математические, телесно-кинестетические, межличностные и внутриличностные.

В современной психологии выделяют такие виды интеллекта: вербальный, социальный, ментальный, эмоциональный и духовный. Вербальный, как возможность получать и передавать информацию. Социальный — определение ролей в обществе и следование им. Ментальный — способность обрабатывать информацию логическим путем. Эмоциональный — умение распознавать сигналы, поступающие от людей. Духовный, как способность следовать моральным нормам.

Профориентационные тесты выявляют вид интеллекта. Шанс на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности выше у тех людей, которые выбрали сферу, максимально близкую к их приоритетному виду интеллекта.

Структура интеллекта

На основе выше представленных теорий интеллекта базируются разные варианты его структуры. Одна группа ученых построила исследование теории множественных интеллектуальных способностей. С его помощью удалось выяснить, что разум состоит из более, чем 120 умений, формирующих сложную структуру.

Другая группа исследователей ориентировалась на иерархическую модель, в которой главным является общий фактор интеллекта, а за ним следует специфический. Главный фактор определяет результативность и специфику умственной деятельности.

Специфический фактор состоит из математических, лингвистических способностей. В главном факторе выделили кристаллизованный и текущий интеллект. Помимо этих критериев в структуру интеллекта включены и другие факторы:

  • Визуализация — способность управлять образами при создании новых идей.
  • Память — сохранение и воспроизведение информации.
  • Скорость — способность оперативно реагировать на изменение условий.

В основе этих факторов лежат способности устанавливать связи между объектами, явлениями, индуктивное мышление, результативность усвоения нового опыта, что относится к базовым интеллектуальным навыкам.

После достижения 30-летнего рубежа жизни постепенно снижается текущий интеллект, а кристаллизованный может остаться без изменений до глубокой старости. При травмах головного мозга в раннем возрасте больше страдает главный фактор интеллекта, а в более зрелом снижаются специфические аспекты умственной деятельности.

Уровни интеллекта

Общий интеллект является первым уровнем структуры. Второй — это специфические групповые факторы, к которым относятся вербальные и невербальные аспекты. Вербальный интеллект — это объем словарного запаса, способность использовать его в установлении логических связей, умение понимать сказанное, прочитанное. В основе невербального мышления находятся пространственные представления, манипулирование зрительными образами. К третьему уровню относятся общие знания, их объем и широта, наглядно-действенное мышление, обобщение, анализ.

Также к понятию уровней интеллекта относят и его количественный показатель, измеряемый с помощью теста IQ. Средний показатель равен 85-116 баллам, что характерно для большинства людей. Низкий показатель — признак проблем с интеллектуальными навыками. Гении набирают больше 160 баллов.

Мышление и интеллект

Это 2 неразрывных понятия, которые находятся на разных ступенях иерархической модели. Мышление — это процесс второго уровня. Способность мыслить — это умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями/объектами и передавать информацию об этой связи с помощью различных символов: графических элементов, звуков, слов.

Существует 3 формы мышления, которые человек осваивает по мере развития. Базовое — это наглядно-действенное: малыш манипулирует предметами и таким образом узнает их свойства. После наглядно-действенного мышления развивается наглядно-образное. Ребенок накапливает знания об окружающем мире и учиться понимать его явления, оперируя образами. Третья форма — это абстрактное мышление, в основе которого лежит способность познавать мир логически, используя только вид связей между объектами и процессами.

Не каждый человек осваивает все 3 формы мышления. Если его развитие остановилось на наглядно-действенном, говорят об умственной отсталости. Наглядно-действенное мышление — признак средних интеллектуальных способностей, позволяющих адаптироваться в социуме. Абстрактное мышление характерно для настоящих интеллектуалов, которые способны изменять мир.

Диагностика интеллекта

Один из самых популярных методов диагностики интеллекта — тест Айзенка. Он предназначен для установления общего коэффициента интеллекта (IQ). Тест состоит из блоков заданий со словесным, цифровым, графическим материалом. В каждом из них диагностируются различные навыки: умение находить общие и отличительные признаки, решать математические задачи, устанавливать логико-предметные связи. Тест Айзенка предназначен для людей со средним образованием в возрасте от 18 до 60 лет.

Прогрессивные матрицы Равена — методика, с помощью которой можно определить уровень общего интеллекта испытуемых всех культур. Тест является одним из самых валидных уже 90 лет. Для диагностики используются таблицы с графическим материалом с возрастающим уровнем сложности. В ходе исследования можно измерить факторы скорости и результативности.

Признаки высокого IQ

Буквально через несколько минут общения можно приблизительно понять уровень IQ собеседника. Ведущие показатели уровня интеллектуальной активности:

  • обширный словарный запас;
  • хорошая память;
  • умение сопоставлять явления, объекты, процессы и связи между ними;
  • способность контролировать свои эмоции и понимать чувства других людей;
  • способность удерживать внимание.

Также ученым удалось выяснить, что люди с высоким IQ могут решать задачи, не отвлекаясь на помехи. Еще один признак отменного ума — чувство юмора. Умение шутить и понимать остроты — показатель глубокой интеграции мышления, памяти, логики, вербальных и аналитических навыков.

Человек способен адаптироваться в разных условиях, менять их, делать открытия исключительно за счет развития интеллекта. Чем выше интеллектуальные способности, тем сложнее терпеть трудности. Именно поэтому человечество имеет столько открытий в медицине, технике, науке. Как следствие, жизнь становится комфортнее и длиннее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
О личностном росте
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector